“Здесь начало Европы?”

Где начало Европы? Кто знает? Англичане говорят, Старый свет начинается с Биг Бена, французы – с Лувра, итальянцы – с собора Святого Петра, видимо, у каждых из них свой отсчет пространства и времени. У норвежского путешественника Тура Хейердала тоже было свое личное мнение. После вояжа на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан, после плавания на тростниковом судне «Ра» через Атлантику, знаменитый ученый пришел к неожиданному выводу: Европа начиналась на юго-западном берегу Каспия, заявил он перед поездкой туда. И не без оснований.

В одной из книг его опытный глаз встретил фотографии наскальных изображений древних мореплавателей, находка была из Азербайджана, точнее из местечка Кобустан, ее возраст археологи исчисляли тысячелетиями. Возможно, она древнейшая в Европе находка, зафиксировавшая человека на судне, что само по себе уже открытие. Конечно, внимание норвежца привлекла форма судна, напоминающая очертаниями его родное «Ра», он догадался, изображено то, с чего начиналось древнее морское судоходство.

Нужно пройти путь Хейердала, чтобы сделать столь неочевидное заключение, вызвавшее шквал отрицающих возгласов, что, впрочем, естественно для западной науки. Ведь ее теория, на фундаменте которой построена модель мира, шаткая: тень сомнения не сходит с ее основ. Идея европоцентризма, выпестованная поколениями ученых Запада, уже давно грозит рухнуть, и Хейердал подтвердил это... Выходило, что не в Европе центр мира, не здесь начиналась цивилизация, сюда она пришла с Востока!

Однако его открытие было лишь началом. Пребывание норвежца в Азербайджане дало ему больше, чем все прежние путешествия, вместе взятые, в чем признался он сам. Открытия нарастали стремительно. Знакомство с находками местных археологов, поездки по республике открыли перед ним горизонты далеких времен, он увидел... истоки Норвегии, ее историю. Вот что, пожалуй, поразило гостя больше всего. Откуда столь очевидная общность культур у Азербайджана и Норвегии?

Этот вопрос поставил знаменитого ученого в тупик, он не находил ответ, хотя факты буквально лежали перед ним, но их никак не удавалось осмыслить.

Конечно, можно верить своим глазам, можно не верить, но орнаменты и формы иных находок действительно неотличимы, будто выполнены одной рукой, только в разное время. Причем, кавказские бесспорно древнее норвежских... Особенно поразил Хейердала заброшенный храм в селении Киш, что неподалеку от города Шеки, архитектурой он очень похож на храмы викингов, постройку датируют I веком, хотя датировка неточная, и это известно специалистам.

Храм – ровесник города, который заложен в IV веке до новой эры, но Христос тогда еще не родился, и в этом состояла вся деликатность ситуации: можно ли храм назвать христианским, если не было Христа? Очевидно, что нет. Тогда чей он? Хейердалу на этот вопрос не ответили... Чтобы не отвечать на подобные вопросы, давно «найден» поразительный своей бестактностью ход: по чьему-то совету исказили возраст храма, датировав его I веком, чтобы достичь желаемого баланса дат.

Так древний храм стал христианским. А сам город – нет!

Никого не смутило, что в Шеки (и не только там!) есть точно такой храм, только размером он меньше, и у него та же самая история, замешанная на политике.